Обеспечение информационной безопасности школьников 

В сфере развития информационных технологий в настоящее время высокую актуальность получили проекты, обучающие школьников вопросам кибербезопасности. Ниже даны ссылки и обзор информационных ресурсов.

 

 

Информационные ресурсы
Детская страница портала персональные данные                Здесь Вы найдете различные материалы, которые были разработаны специалистами Роскомнадзора, не только для педагогов и родителей, которые хотят помочь детям понять важность конфиденциальности личной жизни при использовании цифровых технологий, но также для молодых людей, которые с легкостью и энтузиазмом используют среду Интернет.
сетевичок  Сетевичок.рф – твой главный советчик в сети. Здесь ты можешь узнать о безопасности в сети понятным и доступным языком, а при возникновении критической ситуации обратиться за советом.
 
Линия помощи детям онлайн Линия помощи «Дети онлайн» — бесплатная всероссийская служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи. На Линии помощи профессиональную психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда Развития Интернет.
Дружественный рунет Главной целью Фонда является содействие развитию сети Интернет как благоприятной среды, дружественной ко всем пользователям. Фонд поддерживает проекты, связанные с безопасным использованием интернета, содействует российским пользователям, общественным организациям, коммерческим компаниям и государственным ведомствам в противодействии обороту противоправного контента, а также в противодействии иным антиобщественным действиям в Сети.
Центр безопасного Интернета в России Центр Безопасного Интернета в России посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. 
Федеральная программа безопасного детского Интернета "Гогуль" Детский интернет-браузер Гогуль - это программа для ограничения доступа в интернет и фильтрации содержимого веб-ресурсов, для обеспечения безопасности ребёнка и родительского контроля детского сёрфинга по сети. Безопасность ребёнка в интернете обеспечивается за счёт каталога детских сайтов, проверенных педагогами и психологами, и насчитывающего тысячи детских интернет-сайтов. Гогуль ведёт статистику посещённых сайтов для родительского контроля интернет-сёрфинга ребёнка, а также может ограничивать время пребывания детей в интернете.
Интернет и дети  Советы по безопасности от лаборатории Касперского
Правила безопасности Десять непреложных законов  безопасности корпорации Майкрософт
Обзор средств родительского контроля

Ролики по безопасному Интернету 

План мероприятий Недели безопасного поведения в сети Интернет

с 3 по 9 апреля 2017 года

Классы

День недели

1-4

5-8

9-11

Понедельник

Урок безопасности

«Мы- умные пользователи Интернета»

«Правила общения в Интернете»

«Интернет- современная среда обитания. Безопасность в среде»

Вторник

Объявление конкурса рисунков

«Мой безопасный Интернет»

Объявление конкурса буклетов

«Мой безопасный Интернет»

Анкетирование учащихся на определение Интернет - зависимости

Среда

Беседа «Интернет среди нас»

Групповое занятие «Я и мои виртуальные друзья»

Четверг

Просмотр мультролика «Береги свои персональные данные»

Дискуссия по просмотренному ролику

Онлайн – игра на сайте http://персональныеданные.дети

Пятница

Проведение единого классного часа

«Социальные сети - добро или зло»

Школьный этап конкурса детских работ «Моя безопасная сеть».

Выставка работ. Подведение итогов школьного этапа конкурса.

Суббота

Подведение итогов недели «Интернет - безопасность».

Проведение итогового анкетирования по теме «Безопасный Интернет»

3 апреля

В школе прошли 3 мероприятия

Мероприятие 1

«Мы - умные пользователи Интернета»

Беседа с детьми по вопросам безопасности:

Что такое опасность? Давайте добавим к этому слову приставку без-. Какое слово получили? Безопасность.

Что означает слово «Безопасность»?

Что такое вирусы?

Что такое черви?

Что такое спам?

Разработка правил  поведения в Интернете (список обещаний)

 

 

 

Мероприятие 2

Правила общения в Интернете»

Просмотр и осуждение презентации. Вопросы: этика и этикет. Этика и этикет общения в Интернете. Общение в чатах, по электронной почте, в соцсетях. Разработали правила  общения в сети.

 

 

 

 

 

 

 

 

Мероприятие 3

«Интернет- современная среда обитания. Безопасность в среде»

Выработка правил безопасности поведения в Интернет. Просмотр ролика «Конфликты и происшествия» создание и защита проектов по "Правилам безопасности в сети"

 

 

 

 

 

 

 


4 апреля 

Мероприятие 1 

Объявление конкурса рисунков
«Мой безопасный Интернет» 1-5 кл

Показан мультфильм "Интернет-безопасность", потом объявлен конкурс рисунков, познакомились с Положением конкурса.

Положение конкурса рисунков "Мой безопасный Интернет"

 

 

 

 

 

Мероприятие 2 

Объявление конкурса буклетов
«Мой безопасный Интернет» 6-8 кл

Показан ролик "10 советов по безопасности в сети", объявлен конкурс буклетоа/плакатов, познакомились с Положением конкурса

Положение конкурса буклетов/плакатов "Мой безопасный Интернет"

 

 

 

 

 

Мероприятие 3

Классные руководители и педагог - психолог Малюхова Е.В. провели анкетирование обучающихся на Интернет-зависимость

Анкетирование для обучающихся

Анкетирование для родителей

 

 

 

 

 

 

 


5 апреля 

Мероприятие 1 , Мероприятие 2 

Беседа "Интернет среди нас" (1-4 кл), (5-7 кл)

Стремительное развитие компьютерных технологий качественно меняет окружающую жизнь и порождает множество новых проблем, в частности, проблему формирования информационной культуры и безопасности среди подрастающего поколения.

В ходе беседы были выявлены риски, которым подвергаются дети, пользуясь Интернетом: Интернет и дети, Интернет - общение, Интернет - зависимость, Интернет и учёба, Интернет - угроза, Интернет - занятия, Интернет - зависимость.

Выводы: Дети, которые проводят много времени за компьютером, мало проводят времени на свободном воздухе, практически не умеют реального общения со сверстниками. Многие учителя в школах отмечают ограниченные знания у детей, отсутствие интереса к чтению книг. Родители обеспокоены тем, что ребенок, пользующийся интернетом, не защищен от негативной информации, которой насыщены многие сайты.

В ходе беседы выявили, что в число интернет-угроз, подстерегающих юных пользователей, входят: доступ к нежелательному содержимому; сообщение конфиденциальной информации собеседникам в сети; контакты с незнакомыми людьми посредством чатов, интернет-пейджеров, электронной почты; угроза заражения компьютера вредоносным ПО; неконтролируемые покупки в интернет-магазинах и т.д.

Советы для детей

 

Мероприятие 3 

Групповое занятие "Я и мои виртуальные  друзья" (8-11 кл )

Сегодня, в век высоких цифровых технологий, мы хотим  поднять тему, которая коснулась уже или коснется нас в будущем. В наши дни дети впервые заходят в Интернет, едва научившись ходить, а страницы в социальных сетях они создают раньше, чем идут в школу. К сожалению, является фактом, что научиться пользоваться гаджетами детям легче, чем развить физиологические навыки. По данным ученых, среди детей от 2 до 5 лет только каждый 10-й умеет завязывать шнурки, в то время, как каждый 5-й сможет запустить приложение в смартфоне.

Были поставлены вопросы и обсуждены ответы по темам:

Вопрос : Зачем дети используют Интернет? Давайте назовем плюсы и минусы Всемирной паутины

Вопрос: сколько у тебя друзей в Интернете?

Вопрос: А сколько друзей, на которых ты действительно можешь положиться?

Вопрос: Тогда почему так затягивает виртуальное общение как взрослых так и детей?

Вопрос: можно ли открываться незнакомым людям?

Вопрос: Почему девочка пишет всем, нужно ли это?

Вопрос: Хорошо ли, что человек придумывает себе некий образ, прячась за экраном?

Вопрос: Так ли нужно такое общение?

Вывод: Очень часто дети совмещают общение с реальными друзьями и общение с ними же  виртуально. Вряд ли существует необходимость этой второй реальности, но дети ее предпочитают. Это большая легкость, хотя виртуальное общение – это суррогат, псевдолегкость. Действительно, общение в интернете проще. Оно не требует никаких расходов. Виртуальное общение более примитивно. При личном общении задействованы зрение,мимика, тактильные ощущения, слух, все другие чувства. Общение в интернете охватывает более узкий спектр чувств. Да и внимания виртуальному собеседнику мы уделяем гораздо меньше, так как можем в то же самое время заниматься еще десятком других дел. И улыбаться или плакать не нужно – для этого есть смайлики.

Ребята, которым необходимо хотя бы один-два часа в день поиграть в «стрелялку», компенсируют ощущение собственной беспомощности эффектом от виртуальных достижений. Но этот опыт применим только в виртуальном мире. Это опасная тенденция – ребенок целенаправленно «приучает» свой мозг действовать только в ситуациях, которые встречаются на экране компьютера. Дети отдают предпочтение виртуальным контактам, а в реальной жизни со сверстниками стараются не общаться. Возникает постоянное желание «быть в сети». В итоге «электронный пациент» начинает мириться с потерей друзей, других интересов. А там уже и до Интернет-зависимости недалеко! Общение с компьютером, так же как и общение с другими людьми через сеть не может заменить настоящих друзей и живого общения с ними.


6 апреля

Мероприятие 1 

Просмотр мультролика "Береги свои персональные данные" 1-4 кл, 5-7 кл.

Сегодня реальность во многом заменяется виртуальным миром. Мы знакомимся, общаемся и играем в Интернете; у нас есть друзья, с которыми в настоящей жизни мы никогда не встречались, но доверяемся таким людям больше, чем близким. Мы создаем своего виртуального (информационного) прототипа на страничках в социальных сетях, выкладывая информацию о себе.

Используя электронное пространство, мы полагаем, что это безопасно, потому что мы делимся всего лишь информацией о себе и к нашей обычной жизни вроде бы это не относится.

Но на самом деле границы между абстрактной категорией «информация» и реальным человеком носителем этой информации стираются.

Информация о человеке, его персональные данные сегодня превратились в дорогой товар, который используется по-разному:

кто-то использует эти данные для того, чтобы при помощи рекламы продать вам какую-то вещь;
кому-то вы просто не нравитесь, и в Интернете вас могут пытаться оскорбить, очернить, выставить вас в дурном свете, создать плохую репутацию и сделать изгоем в обществе;
с помощью ваших персональных данных мошенники, воры, могут украсть ваши деньги, шантажировать вас и заставлять совершать какие-то действия;
и многое другое.
Поэтому защита личной информации может приравниваться к защите реальной личности. И важно в первую очередь научиться правильно, безопасно обращаться со своими персональными данными. 
Охарактеризовали ПД по категориям: общие ПД, специальные и биометрические

Мероприятие 2 

Просмотр художественного фильма Реж. Рубена Казаряна "Дети в Интернете"

После просмотра и обсуждения фильма сделали вывод о том, что общаясь с  сети, нужно знать и выполнять  ПРАВИЛА

Как защитить гаджеты от вредоносных программ

Как общаться в Сети

Как защитить персональные данные в Сети

 

Источник: 

http://персональныеданные.дети

 

 

 

 

 

Мероприятие 3 

Онлайн – игра на сайте http://персональныеданные.дети

  


7 апреля 

Мероприятие 1

Проведение  единого классного часа 5-11 кл.
«Социальные сети - добро или зло»

В настоящее время появилось много новых способов коммуникации, в частности, многообразие социальных сетей, которые имеют неоднозначное влияние на развитие личности молодежи. Рано или поздно каждый начинает задумываться – а приносят ли пользу социальные сети?

 

Что такое Социальная сеть?

Социальная сеть платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете.

Популярность в Интернете социальные сети начали завоёвывать в 1995 году, с появлением американского портала Classmates.com. «Одноклассники» являются его русским аналогом. Проект оказался весьма успешным, что в следующие несколько лет спровоцировало появление не одного десятка аналогичных сервисов. Но официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003-2004 гг., когда были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook.

Наиболее популярные социальные сети:

·    ВКонтакте  •  Одноклассники  •   Мой мир@mail.ru  •   МирТесен  •   В кругу друзей  •   Facebook  •   Instagram  •   Google+  •   Myspace

Правила сетевого этикета

 

 

Мероприятия 2 и 3  Подведение итогов конкурсов рисунков и буклетов

Работы победителей и призеров 

  


7 апреля 

Мероприятие 1

Подведение итогов недели «Интернет - безопасность»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мероприятие 2 

Проведение итогового анкетирования по теме «Безопасный Интернет»

 

 

Полезные ссылки