Программа родительского всеобуча

« Мы вместе!»

 ОБОУ « Суджанская школа - интернат»

на 2015-2017 гг.

Пояснительная записка

                                                                                                                                                                

"Настоящая духовная общность рождается там, где учитель и родитель надолго становятся друзьями и товарищами ребенка в общем деле"

В. А. Сухомлинский 

                                                                       

   

 

 

Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и  снижение социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.

В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку,  когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.

Актуальность педагогического всеобуча обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский.

В настоящее время семья переживает противоречивое и сложное состояние:

1. Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности.

2. Изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми и т.п.).

3. Изменилось качество самой семьи (разрушены нравственные представления о браке и семье; утрачено понятие ответственности за сохранение брака; увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является и т.п.).

4. Наблюдаются тенденция к снижению рождаемости, непопулярность отцовства и материнства, негативный социально-психологический фон в семье.

5. Серьёзной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи (усиливается недоверие родителей к школе, имеют место неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством образования, невысок уровень психолого-педагогической культуры родителей и т.п.).

Таким образом, необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:

·   потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);

·   инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия;

·   открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.

Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной

·   с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка);

·   со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения;

·   с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения.

Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более  продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением.

Проблемное поле педагогического образования родителей  представлено следующими блоками:

1. Здоровье учащихся, коррекция отклонений, пропаганда здорового образа жизни, повышение стрессоустойчивости личности.

2. Обновление системного психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся образовательного учреждения в реализации ими воспитательной функции семьи. 

3. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанника в ситуации жизненного затруднения его семьи.

 

Принципы:

·   первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);

·   достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.) факты);

·   практикоориентированность информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть доступной для использования в жизни);

·   взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);

·   развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности);

·   гуманизации отношений и общения;

·   системности воспитательных воздействий на ребёнка;

·   преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта ребёнка;

·   сотрудничества по созданию Человека.

 

Педагогическое (образовательное) сопровождение родителей в реализации воспитательной функции понимается нами как

-     система, предоставляющая им ориентационное поле, в котором они осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье;

-     особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психолого-педагогических проблем, связанных с воспитанием детей;

-     процесс совместного с родителями определения их целей, возможностей и путей достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей.

Цель программы: обоснование научно-методического обеспечения педагогического образования родителей.

Объект проектирования: педагогическое образование родителей как целостная система.

Предмет проектирования: содержание, методы и формы педагогического сопровождения родителей.

Исходная гипотеза:

1. Социокультурная обусловленность воспитания проявляется не только в профессионально-педагогической деятельности учителей и воспитателей, но и воспитательной деятельности родителей, современная ситуация которой порождает её новые (вновь осмысленные) виды, в частности – научно-методическое сопровождение процесса педагогического образования родителей.

2. Педагогическое сопровождение процесса педагогического образования родителей ориентировано на осознанное включение родителей в воспитательный процесс образовательного учреждения; проектирование содержания педагогического образования родителей как системы, позволяющей определять благоприятные пути достижения желаемых результатов в воспитании их собственных детей.

3. Система педагогического сопровождения процесса педагогического образования родителей строится с опорой на типы и особенности современной семьи, проблемы современного ребёнка, возрастные особенности детей.

Основные задачи проекта:

1. Разработать научно обоснованные подходы к определению путей обновления интегративной открытой развивающейся системы педагогического образования различных групп родителей.

2. Обосновать методологию сопровождения родителей в процессе их педагогического образования.

3. Разработать обоснованное содержание (информационное сопровождение) педагогического образования родителей, обеспечивающее формирование активной педагогической позиции родителей; повышение воспитательного потенциала семьи; вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры; предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в воспитании детей;  педагогическое самообразование родителей.

5. Разработать методические рекомендации (методическое сопровождение) по сопровождению родителей в процессе их педагогического образования.

6. Разработать общие формы (организационное сопровождение), приемлемые для предлагаемого содержания педагогического образования родителей.

Основными направлениями реализации предлагаемого проекта являются:

Ø   Научное и программно-методическое обеспечение взаимодействия семьи и школы в процессе формирования личности ребёнка (подростка).

Ø  Составление характеристик семей обучающихся (состав ро­дителей,      сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).

Ø    Организация диагностической работы по изучению семей.

Ø    Использование оптимальных форм и методов в дифференци­рованной групповой и индивидуальной работе с семьей.

Ø    Организация психолого-педагогического просвещения роди­телей.

Ø    Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой дея­тельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников).

  • Выявление и использование в практической деятельности по­зитивного опыта семейного воспитания.

Ø    Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и под­ростков.

Ø    Использование различных форм сотрудничества с родителя­ми. Вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.

Ø    Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учеб­но-воспитательного процесса: помощь в организации деятельнос­ти общественных родительских формирований (Совет школы,   родительский комитет,  и др.);

Ø    Активное включение в работу с семьей классных руководителей, педагогов дополнительного образования, старшего вожатого, библиотекаря, вос­питателей  школы - интерната;

Ø    Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старше­классников к семейной жизни;

Ø    Разработка тематического оформления по работе с семьей: уголок для родителей; папки – передвижки, памятки и т.д.

Главные идеи:

  •  семья – основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;
  •  ребенок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;
  •  ребенок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия;
  •  школа должна помочь ребенку сохранить и укрепить связь с отчим домом и семьей.

             Педагогический родительский всеобуч способствует практической реализации данной модели личности выпускника, вооружает родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей, обеспечивает единство воспитательных воздействий школы и семьи, обобщает и распространяет положительный опыт воспитания, предупреждает родителей от наиболее распространенных ошибок, привлекает их к активному участию в воспитательной работе.

           Образованию родителей  свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний,  этапность, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей и формы проводимых занятий.

          Первый этап – начальное родительское образование (группа родителей учащихся 1-х – 4-х классов).

  Главная цель на этом этапе родительского образования – заложить навыки совместной учебной деятельности родителей и детей в начальной школе, познакомить родителей с методами, приёмами и формами адаптации младших школьников к условиям школы, дать представление об особенностях физического и психологического развития детей 6 -10 лет.

          Второй этап – основное родительское образование (группа родителей 5-х - 9-х классов).

Главной целью образования родителей учащихся основной школы будет стремление   сформировать у родителей представление о возрастных особенностях личности подростка; дать представление об основных этапах развития личности учащегося 5-9 классов, о месте семейного воспитания на данном этапе развития ребенка; на основе психолого-педагогических знаний раскрыть перед родителями основные законы развития личности подростка как объекта и субъекта воспитания в семье и школе и отличия подросткового возраста от младшего школьного; познакомить родителей с основными понятиями, позволяющими проникнуть в глубину процесса воспитания подростка, вооружить их элементарным инструментарием для осуществления мудрого воспитания подростков.

           Третий этап – среднее общее родительское образование (группа родителей учащихся – 10-х – 11-х классов).

Алгоритм взаимодействия родителей, детей и педагогов

  1. Создание среды для знакомства, взаимодействия.
  2. Формирование группы из родителей и обучающихся, готовых активно сотрудничать.
  3. Установление постоянного контакта с семьями.
  4. Организация проведения семейных праздников, накопление и анализ информации.
  5. Осуществление совместно с родителями разработок сценариев, обучение, репетиции.
  6. Организация и проведение традиционных встреч .
  7. Организация и осуществление педагогической поддержки родителей.

  Контроль за реализацией программы:  Заместитель директора по ВР

  Сроки реализации:2015-2017 гг.

Ожидаемые результаты:

В результате реализации родительского всеобуча его участники будут:

«Знать»:

-теоретическую информацию о воспитании и развитии детей соответственно их возрасту;

-методы и приемы восстановления семейных традиций;

-права и обязанности детей и родителей.

«Уметь»:

-обеспечивать благоприятные условия жизнедеятельности в семье;

-нормализовать психологический климат в семье;

-грамотно вести профилактику вредных привычек и склонностей.

«Владеть»:

-позитивно эмоциональным восприятием своих реальных и потенциальных детей;

-технологиями грамотного питания, закаливания, физического воспитания, стоматологической профилактики;

-ценностным отношением к семье, детям, их воспитанию и оздоровлению.

 Общее количество часов – 72 ч.

К основной Программе прилагается ежегодный план работы общешкольной программы взаимодействия с родителями. скачать (doc, 345,5 Kb)

 

 

Полезные ссылки