Программа родительского всеобуча
« Мы вместе!»
ОБОУ « Суджанская школа - интернат»
на 2015-2017 гг.
Пояснительная записка
"Настоящая духовная общность рождается там, где учитель и родитель надолго становятся друзьями и товарищами ребенка в общем деле" В. А. Сухомлинский |
Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и снижение социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.
В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.
Актуальность педагогического всеобуча обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский.
В настоящее время семья переживает противоречивое и сложное состояние:
1. Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности.
2. Изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми и т.п.).
3. Изменилось качество самой семьи (разрушены нравственные представления о браке и семье; утрачено понятие ответственности за сохранение брака; увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является и т.п.).
4. Наблюдаются тенденция к снижению рождаемости, непопулярность отцовства и материнства, негативный социально-психологический фон в семье.
5. Серьёзной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи (усиливается недоверие родителей к школе, имеют место неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством образования, невысок уровень психолого-педагогической культуры родителей и т.п.).
Таким образом, необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:
· потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);
· инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия;
· открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.
Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной
· с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка);
· со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения;
· с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения.
Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением.
Проблемное поле педагогического образования родителей представлено следующими блоками:
1. Здоровье учащихся, коррекция отклонений, пропаганда здорового образа жизни, повышение стрессоустойчивости личности.
2. Обновление системного психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся образовательного учреждения в реализации ими воспитательной функции семьи.
3. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанника в ситуации жизненного затруднения его семьи.
Принципы:
· первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);
· достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.) факты);
· практикоориентированность информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть доступной для использования в жизни);
· взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);
· развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности);
· гуманизации отношений и общения;
· системности воспитательных воздействий на ребёнка;
· преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта ребёнка;
· сотрудничества по созданию Человека.
Педагогическое (образовательное) сопровождение родителей в реализации воспитательной функции понимается нами как
- система, предоставляющая им ориентационное поле, в котором они осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье;
- особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психолого-педагогических проблем, связанных с воспитанием детей;
- процесс совместного с родителями определения их целей, возможностей и путей достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей.
Цель программы: обоснование научно-методического обеспечения педагогического образования родителей.
Объект проектирования: педагогическое образование родителей как целостная система.
Предмет проектирования: содержание, методы и формы педагогического сопровождения родителей.
Исходная гипотеза:
1. Социокультурная обусловленность воспитания проявляется не только в профессионально-педагогической деятельности учителей и воспитателей, но и воспитательной деятельности родителей, современная ситуация которой порождает её новые (вновь осмысленные) виды, в частности – научно-методическое сопровождение процесса педагогического образования родителей.
2. Педагогическое сопровождение процесса педагогического образования родителей ориентировано на осознанное включение родителей в воспитательный процесс образовательного учреждения; проектирование содержания педагогического образования родителей как системы, позволяющей определять благоприятные пути достижения желаемых результатов в воспитании их собственных детей.
3. Система педагогического сопровождения процесса педагогического образования родителей строится с опорой на типы и особенности современной семьи, проблемы современного ребёнка, возрастные особенности детей.
Основные задачи проекта:
1. Разработать научно обоснованные подходы к определению путей обновления интегративной открытой развивающейся системы педагогического образования различных групп родителей.
2. Обосновать методологию сопровождения родителей в процессе их педагогического образования.
3. Разработать обоснованное содержание (информационное сопровождение) педагогического образования родителей, обеспечивающее формирование активной педагогической позиции родителей; повышение воспитательного потенциала семьи; вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры; предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в воспитании детей; педагогическое самообразование родителей.
5. Разработать методические рекомендации (методическое сопровождение) по сопровождению родителей в процессе их педагогического образования.
6. Разработать общие формы (организационное сопровождение), приемлемые для предлагаемого содержания педагогического образования родителей.
Основными направлениями реализации предлагаемого проекта являются:
Ø Научное и программно-методическое обеспечение взаимодействия семьи и школы в процессе формирования личности ребёнка (подростка).
Ø Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).
Ø Организация диагностической работы по изучению семей.
Ø Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей.
Ø Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
Ø Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников).
- Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
Ø Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.
Ø Использование различных форм сотрудничества с родителями. Вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
Ø Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет школы, родительский комитет, и др.);
Ø Активное включение в работу с семьей классных руководителей, педагогов дополнительного образования, старшего вожатого, библиотекаря, воспитателей школы - интерната;
Ø Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни;
Ø Разработка тематического оформления по работе с семьей: уголок для родителей; папки – передвижки, памятки и т.д.
Главные идеи:
- семья – основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;
- ребенок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;
- ребенок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия;
- школа должна помочь ребенку сохранить и укрепить связь с отчим домом и семьей.
Педагогический родительский всеобуч способствует практической реализации данной модели личности выпускника, вооружает родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей, обеспечивает единство воспитательных воздействий школы и семьи, обобщает и распространяет положительный опыт воспитания, предупреждает родителей от наиболее распространенных ошибок, привлекает их к активному участию в воспитательной работе.
Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей и формы проводимых занятий.
Первый этап – начальное родительское образование (группа родителей учащихся 1-х – 4-х классов).
Главная цель на этом этапе родительского образования – заложить навыки совместной учебной деятельности родителей и детей в начальной школе, познакомить родителей с методами, приёмами и формами адаптации младших школьников к условиям школы, дать представление об особенностях физического и психологического развития детей 6 -10 лет.
Второй этап – основное родительское образование (группа родителей 5-х - 9-х классов).
Главной целью образования родителей учащихся основной школы будет стремление сформировать у родителей представление о возрастных особенностях личности подростка; дать представление об основных этапах развития личности учащегося 5-9 классов, о месте семейного воспитания на данном этапе развития ребенка; на основе психолого-педагогических знаний раскрыть перед родителями основные законы развития личности подростка как объекта и субъекта воспитания в семье и школе и отличия подросткового возраста от младшего школьного; познакомить родителей с основными понятиями, позволяющими проникнуть в глубину процесса воспитания подростка, вооружить их элементарным инструментарием для осуществления мудрого воспитания подростков.
Третий этап – среднее общее родительское образование (группа родителей учащихся – 10-х – 11-х классов).
Алгоритм взаимодействия родителей, детей и педагогов
- Создание среды для знакомства, взаимодействия.
- Формирование группы из родителей и обучающихся, готовых активно сотрудничать.
- Установление постоянного контакта с семьями.
- Организация проведения семейных праздников, накопление и анализ информации.
- Осуществление совместно с родителями разработок сценариев, обучение, репетиции.
- Организация и проведение традиционных встреч .
- Организация и осуществление педагогической поддержки родителей.
Контроль за реализацией программы: Заместитель директора по ВР
Сроки реализации:2015-2017 гг.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации родительского всеобуча его участники будут:
«Знать»:
-теоретическую информацию о воспитании и развитии детей соответственно их возрасту;
-методы и приемы восстановления семейных традиций;
-права и обязанности детей и родителей.
«Уметь»:
-обеспечивать благоприятные условия жизнедеятельности в семье;
-нормализовать психологический климат в семье;
-грамотно вести профилактику вредных привычек и склонностей.
«Владеть»:
-позитивно эмоциональным восприятием своих реальных и потенциальных детей;
-технологиями грамотного питания, закаливания, физического воспитания, стоматологической профилактики;
-ценностным отношением к семье, детям, их воспитанию и оздоровлению.
Общее количество часов – 72 ч.
К основной Программе прилагается ежегодный план работы общешкольной программы взаимодействия с родителями. скачать (doc, 345,5 Kb)